Итальянский сад — это произведение ландшафтного искусства, в котором гармонично сочетаются искусство и природа. В итальянском саду должно быть достаточно воды, солнца и растительности.
Сочетание элементов природы с малыми архитектурными формами, садово-парковыми скульптурами, парковыми фонтанами, балюстрадами, вазонами, колоннами.
Зачастую итальянские сады располагаются на сложном рельефе при большом перепаде высот, в благоустройстве активно используется натуральный камень, из него изготавливают ограждения и малые архитектурные формы, пандусы и лестницы, необходимые для соединения террас, фонтаны, павильоны, парапеты, балюстрады, каскады, подпорные стенки и тому подобное. Каменными также могут быть некоторые декоративные элементы: статуи, вазоны, декоративные элементы, парковые скамьи. Мощение дорожек, аллей и отдельных площадок выполняется также из камня.
Фонтаны, а также ручьи, ниспадающие в плоские бассейны, и другие водные композиции становятся центром сада или располагаются по его оси, водные композиции призваны вносить некую динамику в итальянский сад.
Итальянский стиль относится к регулярному саду, строится в основном на внутренней композиции, благодаря одному или нескольким внешним образам замкнутое пространство сада связывается с окружающим ландшафтом.
Основные принципы планировки итальянского сада:
• Зачастую, сад располагается на террасированном склоне.
• На вершине, у подножия или в середине располагается дом. Вся композиционная ось сада ориентируется на его доминанту.
• Сад имеет осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас, а поперечные оси направлены перпендикулярно ей.
• Основную часть сада занимают насаждения в боскетах, которые дают тень, обрамляют внутренние узлы и перспективы и тонко акцентируют внимание на элементах декора.
• Размещение партерных газонов в основном вдоль главной оси сада. В зависимости от рельефа их разбивают прямо перед домом или у подножия склона. Газоны как бы продолжают дом, оформляются арабесками или цветниками, украшаются фонтанами и скульптурой. На партере возможно расположение беседки, трельяжа или перголы.
• Плоская часть сада в основном замыкается каменной стеной в виде полукруга и заканчивается откосом, который оформлен ступенями. Эта архитектурная форма называется амфитеатром. Каменные стены украшают нишами со скульптурой и завершают балюстрадой.
Растительность в итальянском саду занимает важное место, и ей придается большое значение. Деревья с широкой кроной, такие как дуб и кипарис, очень популярны в итальянских садах. Поскольку создают изысканную живую изгородь из деревьев и кустарников, которые хорошо сохраняют свою форму после стрижки (мирт, лавр и самшит).
Зеленый массив состоит в основном из вечнозеленых деревьев (дубов), также использовались тополь, ильм, каштан, маслины и плодовые деревья.
В связке больше задействованы хвойные деревья: итальянская сосна и кипарис.
Вьющиеся растения, такие как розы, виноград и плющи, применяются в перголах.
В итальянских садах ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др.
В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их расположение было строго и грамотно продумано.
При оформлении сада в Италии всегда использовалась фигурная стрижка кустов. Существуют большое разнообразие быстрорастущих лиственных и хвойных кустарников и деревьев, которые хорошо переносят стрижку. К ним относятся некоторые виды туи, обыкновенная ель, барбарис, спирея и дерен, а также многие другие.
В итальянском саду декоративные живые изгороди и растительные бордюры, не ограничиваться только ролью перегородок и границ целеных комнат, а также выступают в качестве фона для отдельных ярких акцентов: цветочных композиций, парковых фонтанов, садово-парковых скульптур, вазонов.
Принцип проектирования итальянского сада, основан на сочетании разных абстрактных и геометрических фигур.
Художественный образ садов определяет то, что они относятся к числу регулярных, впрочем, их регулярность не жесткая, сады могут включать свободно растущие деревья, а также целые рощи, пронизанные «лесными дорогами». Кроме того, сады в Италии имеют архитектурный характер.
Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, достигает своей кульминации в дворцах и павильонах, а также в изысканных сооружениях малых архитектурных форм; при этом композиционная целостность сада - одна из важнейших черт.
Это достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, неразрывным единством природы с архитектурой, местными строительными материалами и ассортиментом растений, с другой – разным развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада; преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада; богатство и великолепие во всем, но без перегруженности; с учетом цветовых и световых эффектов, продуманности конструкций, пропорциональности элементов планировки: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высота подпорных стенок и т.д. Тем самым создается законченный и гармоничный образ.
Кратко опишем две локации с примечательными садами. Разумеется, Италия с её богатейшей историей не исчерпывается этими двумя примерами.
В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, архитектор Бароцци да Виньола в 1547–1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе.
Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха. Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму и решен в четырех уровнях.
От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню – площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее – на третий уровень – открытое пространство перед домом – Сад кариатид.
Он представляет собой плоскую террасу с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью.
Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов.
Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.
Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально – в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.
Строительство виллы осуществлялось по проекту архитектора Бароцци да Виньола в 50-е годы ХVI в. Она находится в городке Баньяя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается.
Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью Нижняя терраса – входная часть сада – решена в виде плоского партера, разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.
Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев. Водоток, стекающий по пандусу, обрамляется зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако, с запада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.
Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.
(с) LAGO VERDE интернет-магазин современных МАФ. При копировании материала активная ссылка на сайт https://lago-verde.ru/ обязательна.
Купить садовые фонтаны Вы можете, выбрав из каталога, представленного на сайте, обратите также внимание на садово-парковые скульптуры нашего производства и на другие МАФ.
Спецпредложение - МАФ в наличии. Если не найдете то, что ищете, обязательно обратитесь к консультантам интернет-магазина LAGO VERDE по эл.почте info@lago-verde.ru, тел. +7 (495) 998-74-81.
Мы также изготавливаем МАФ на заказ по эскизу/фото заказчика.
Будем рады Вам помочь!