На протяжении XX века современная скульптура, ранее воспринимавшаяся только как древнейший вид изобразительного искусства, часто служащего дополнением к другому искусству — архитектуре, пережила настоящую революцию и приобрела новое, не изобразительное и не функциональное значение.
Первоначально ускоренное развития скульптуре придала все та же современная архитектура, принципами которой стало управление свободным пространством и светом с помощью новейших технических средств и материалов. Пространственная скульптура на сегодня является самым динамично развивающимся видом искусства.
Также современная скульптура постепенно приобретала новое свойство – динамичность (кинетическая скульптура), а с приходом современных технологий и новых материалов, перестала ассоциироваться с какими-либо специальными техническими навыками скульптора.
Такие элементы как объем (в том числе негативный), фактура поверхности, игра светотени и цвет становятся ключевыми в изобразительной палитре современного скульптора.
Структура и выразительность поверхности современной скульптуры особенно важна, поскольку она дает представление о внутренней структуре самой скульптуры, а также определяет ее взаимодействие с окружающим пространством, приобретая тем самым метафизический смысл. Изогнутая выпуклая поверхность демонстрирует целостность, полноту и наличие внутренней силы.
Вогнутая поверхность, наоборот, отображает вторжение пространства в скульптурную массу, ее распад и разрушение. Плоские поверхности дают представление о жесткости материала, его невосприимчивости к давлению изнутри и извне.
Также скульптор может использовать в одном объекте сразу несколько видов поверхностей, чтобы продемонстрировать нестабильность и борьбу внутренних и внешних сил, часто сопровождающих процессы роста, расширения в пространстве.
В отличие от художника, создающего световые эффекты красками своей картины, скульптор должен оперировать исключительно внешним светом, направленным на скульптуру, распределяя поступающий свет и создавая тени по поверхности своей работы.
Поэтому для скульптора всегда важно заранее понимать, где будет располагаться его работа. Так, индийские скульптуры наиболее выгодно смотрятся при ярком естественном освещении, а работы готических скульпторов – в полумраке и тусклом свете средневековых соборов.
В цветовом решении скульптур есть две противоположные тенденции. Скульптура наших дней чаще всего предполагает раскрытие натурального цвета используемых материалов. В то же время некоторые скульпторы покрывают свои произведения яркими цветами, иногда далеко не неприродных оттенков, что, на самом деле, является продолжением исторических традиций. Еще с древних времен скульпторы часто раскрашивали свои произведения, причем чаще в декоративной, чем в натуралистичной манере. Нам трудно представить, однако, греческие статуи были раскрашены цветом слоновой кости или покрыты золотой краской.
В период Барокко величайший скульптор своего времени Джованни Лоренцо Бернини начал восстанавливать древнюю традицию, широко используя в своих произведениях сочетание белого и раскрашенного мрамора, а также позолоченную бронзу.
Сегодня стало сложно определить границы между современной скульптурой и керамикой или работой по металлу. Роли скульптора и индустриального дизайнера часто неразличимы – порой скульптурные техники используются в дизайне, например, при разработке корпуса нового автомобиля.
Но и это не является новой тенденцией: Микеланджело, Бернини, Пизанелло, Дега, Пикассо – все эти мастера стирали границы между разными направлениями в искусстве, в равной степени являясь и успешными скульпторами и гениальными художниками.
Мы обязательно продолжим наш разговор о современной скульптуре, используемых материалах и техниках, читайте последующие части.
По материалам «Sculpture: Materials, Techniques, Styles, and Practice», редактор: Cleo Kuhtz.
Читайте также:
Изготовление скульптуры. Материалы. Часть 2.