• Главная / 
  • Статьи / 
  • Оскар Нимейер: легендарный архитектор, создавший город.

Оскар Нимейер: легендарный архитектор, создавший город.


фото Оскара Нимейера.jpg

«Главное – не функциональность, а красота», – считал Оскар Нимейер, легендарный архитектор из Бразилии. Основываясь на этом принципе, он создавал эффектные проекты зданий и весьма необычную мебель. Творец избегал прямых углов, вдохновляясь свободно изогнутыми линиями. Как отмечал сам Оскар: «кривые везде: в гористых пейзажах Бразилии, излучинах рек и в изгибах фигуры любимой женщины».

За архитектором закрепилась слава креативщика. Этот гений не боялся экспериментировать и за свою долгую жизнь (почти 105 лет) успел придумать более 600 зданий. А главное, каких зданий! Ведь каждое из них – шедевр. Это и кафедральный собор с белоснежными колоннами, вытянутыми к небу, и музей искусства – «летающая тарелка», и Национальный театр в виде пирамиды. Чтобы воплотить необычные идеи, мастер предпочитал три основных материала: бетон, стекло и металл.

Почти такой же подход мастер использовал и при проектировании мебели. В 70-х Оскар Нимейер, который уже успел прославиться на весь мир, вдруг заинтересовался созданием кресел и стульев. Мебель получилась такой же плавной и «парящей», как и спроектированные им дома.

«Инопланетный» подход, неутомимая энергия и работоспособность порождали легенды. Поговаривали, что Нимейер связан с внеземными цивилизациями. Ведь работал он даже в преклонном возрасте, когда возраст перевалил за сотню лет. Оскара слухи забавляли, он не спешил их опровергать. Да и стоило ли, если ему удалось то, о чем другие архитекторы могут мечтать – стать автором целого города, который возводили почти с нуля. А еще гений получил множество наград – даже особо ценные вроде Притцкеровской премии.

Неудивительно, что на закате своих дней Оскар Нимейер считался важной персоной в Бразилии – его мнением интересовались по самым разным вопросам. Но, несмотря на все достижения, он придерживался принципа: пытаться делать то, что лучше всего получается, но при этом оставаться скромным. «Ничто не длится слишком долго», – говорил он.

Секреты архитектурной «магии» Оскара Нимейера.

Чем же заслужил Оскар Нимейер мировую славу? Почему ему доверили проектирование целого города? Возможно, ответ кроется в его преклонении перед красотой? Этот архитектор был уверен, что эстетика важнее функциональности. Создавая эффектные общественные здания, он стремился подарить заряд энтузиазма всем – в первую очередь, бедным. В этом его главное отличие от Ле Корбюзье, принципы которого он использовал: опорные столбы, терраса, тщательно продуманная планировка для каждого уровня здания, стеклянные стены, выдвинутый вперед фасад.

Оскар Нимейер_фото (2).jpg

До последних лет жизни Нимейер отказывался от новых технологий, предпочитая рисовать проект от руки. Еще ребенком Оскар фантазировал, рисуя пальцем по воздуху. А когда научился владеть карандашом, больше с ним не расставался. Создание нового здания начиналось с созерцания местности, где планировалось строительство. Обдумывая идею и бюджет, архитектор начинал «плавать» по бумаге – так рождался очередной проект.

Вскоре гений разработал свои принципы, которых придерживался всю жизнь:

·      Красота – это самое важное.

·      Архитектура должна гармонировать с природой, которая её окружает.

·      Стоит брать пример с природы – выбирать текучие и изогнутые линии. Пластичность делает здания и предметы «живыми».

Жизненные шаги Оскара Нимейера.

Оскар появился на свет 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро. Он родился в обеспеченной семье, что подарило ему беззаботные годы, посещал элитную школу, танцевал, играл в футбол. Но талант с ранних лет заявлял о себе – он постоянно что-нибудь чертил и рисовал. Когда нужно было выбрать профессию, на семейном совете заговорили об этом хобби.

Оскар Нимейер в молодости.jpg

 Так Оскар попал в архитектурную бразильскую школу. Здесь он сдружился с Лусио Коста, руководителем заведения. Этот архитектор не ограничивался классической базой. Он предпочитал принципы дизайна Ле Корбюзье, которые отличались от общепринятых методов бразильской архитектуры. Обсуждались и новые строительных материалы.

архитектурные проекты Оскара Нимейера.jpg

Знакомство определило судьбу: позже Лусио Коста открыл мастерскую и пригласил Нимейера на должность помощника. Карьера зодчего началась с создания общественных зданий, где молодой архитектор стремился объединять универсальную архитектуру с бразильскими мотивами. Команда блестяще воплотила важный проект – здание Министерства здравоохранения. Подсказки давал Ле Корбюзье, который согласился на роль консультанта. Так появилось первое «модерновое» здание в Латинской Америке. Строение впечатлило многих – заказы буквально посыпались на Нимейера.

Талант проявлялся и в дальнейшем. В начале 40-х архитектору доверили возвести комплекс на побережье озера Пампулья. Нужно было объединить в единый ансамбль сразу несколько зданий: теннисный клуб, помещение для танцев, собор, музей и яхт-клуб. Результат получился настолько эффектным, что комплекс прозвали «архитектурной жемчужиной Бразилии». Нимейер прославился – «выстроилась очередь» из желающих заказать у него проект.

Церковь святого Франциска Азисского_проект Оскара Нимерйера.jpg

 Но мастер не остановился на достигнутом, продолжая совершенствоваться. Его привлекли поэтические мотивы – возможность вписывать здания в природный ландшафт, воспевать красоту окружающей среды. Кроме того, акцент сместился на новый материал – железобетон. Пример работы этого периода – штаб-квартира ООН в Нью-Йорке.

В 1953-м экспериментатор воплотил еще один интересный проект – дачу Каноас в окрестностях Рио-де-Жанейро. Он решил «сотрудничать» с природой, полностью подстраивая строение под окружающую среду. Не убрали даже огромный валун, пролежавший здесь столетия. Стену возвели над камнем: часть валуна осталась под открытым небом, а остальной кусок вписали в интерьер особняка.

дача Каноас_Оскар Нимейер.jpg 

Дело жизни: возведение нового города.

Решающим оказался 1957 год – Нимейера привлекли к созданию целого города буквально с нуля. Было решено перенести столицу Бразилии. За генеральный план взялся Лусио Косте – очертания населенного пункта он сделал в виде взлетающей птицы или самолета. Нимейеру поставили не менее важную задачу – продумать главные общественные здания. 

Так появился город Бразилиа. Чего только стоят башни-близнецы конгресса или «Дворец арок»! Созданный архитектурный комплекс внесен в список ЮНЕСКО.

Бразильский национальный конкресс_здание.jpg

В 80-х Нимейер открыл собственную мастерскую. Правда, оказался там единственным сотрудником, и в дальнейшем других специалистов не нанимал. И дело было не в низкой востребованности, просто мастер экономил время и силы. Готовые чертежи он направлял в архитектурное бюро, которым руководила его дочь. Именно там разбирались со всей рутиной – итоговыми расчетами, процессом строительства, документами. Так гений сосредотачивался на самом интересном.

Оскар Нимейер_дворец_Бразилия.jpg 

То, что архитектора наградили Притцкеровской премией, неудивительно. В 1988 году награду вручили за создание Кафедрального собора Девы Марии. Его особенность – в 16 белоснежных колоннах, пространство между которыми заполнено витражами. Колонны символизируют руки, которые тянутся к небу. Внутрь ведет подземный коридор, символизирующий горечь от грехов, но он заканчивается помещением, заполненным светом. Возникает ощущение волшебства.

кафедральный собор Девы Марии_проект Оскара Нимейера.jpg

Оскар Нимейер-cathedral-of-braslia.jpg

Оскар нимейер_кафедральный собор изнутри.jpg

Мебель от Оскара Нимейера.

Архитектура – не единственное увлечение гения. В 70-х Оскар Нимейер вдруг заинтересовался созданием мебели. Работа кипела в сотрудничестве с дочерью, художником-декоратором Анной Марией. При проектировании он все так же использовал причудливые изогнутые линии. Так были придуманы кресла и диваны с пружинящей основой из стальной полосы.

Alta Chair – первый предмет мебели, кресло с пуфом. Не менее знаменита качалка Rio и скамейка Marquesa. Мебель выполнена из трех основных материалов: тростника, натуральной кожи и дерева, покрытое чёрным лаком.

кресло Оскара Нимейера-alta-chair.jpgдизайн мебели от Оскара Нимейера.jpg

 В 2014 году нью-йоркская галерея перевыпустила предметы интерьера от бразильского архитектора-модерниста. На выставке показали более 20 изделий, спроектированных Оскаром Нимейером и Хорхе Зальсзупином. Вещи сделаны в точном соответствии с оригинальными чертежами.

Оскар Нимейер кресло.jpg

дизайнерское кресло Оскара Нимейера.jpgкресло дизайна Оскара Нимейера.jpg 

Архитектурные авантюры Оскара Нимейера.

Архитектор никогда не останавливал полет своей мысли. Когда инженеры говорили ему, что построить что-то невозможно, Оскар искал других специалистов – авантюристов. Неутомимый творец шутил, что те, кто работал с ним, получал серьезный стресс и при этом особо ценный опыт.

Среди авантюр гениального архитектора – дом Каноас (1951 год), где сейчас расположен музей памяти Нимейера.

строения архитектора Оскара нимейера.jpg

Любимый проект архитектора – издательский дом Mondadori в Милане (1975 год).

Оскар нимейер_архитектура зданий.jpg

Грандиозным сооружением можно назвать и Музей современного искусства (1996 год, Рио-де-Жанейро). По туристической значимости уступает лишь статуе Христа. Залы находятся по спирали, а с обзорной площадки видно океан.  

Оскар Нимейер_архитектура.jpg

Оскар Нимейер_музей современного искусства в Рио де Жанейро.jpg

архитектура Оскара Нимейера_фото.jpg

Незавершенный проект Оскара Нимейера.

Оскар Нимейер прожил плодотворную жизнь – почти 105 лет, не дожив лишь 10 дней до дня рождения. После себя он оставил около десятка готовых чертежей, которые еще не реализованы, и мемуары «Изгибы времени». На столе мастера остался незавершенный проект, над которым он трудился до последнего – здание ресторана.

Оскар Нимейер_фото.jpg

(с) LAGO VERDE интернет- магазин современных МАФ. При копировании материала активная ссылка на сайт https://lago-verde.ru/ обязательна.


  Купить садовые скульптуры Вы можете, выбрав из каталога, представленного на сайте, обратите также внимание на стальные фонтаны нашего производства и на другие МАФ.

    Спецпредложение -  МАФ в наличии. Если не найдете то, что ищете, обязательно обратитесь к консультантам интернет-магазина LAGO VERDE  по эл.почте info@lago-verde.ru, тел. +7 (495) 998-74-81. 

       Мы также изготавливаем скульптуру на заказ по эскизу/фото заказчика.  

       Будем рады Вам помочь!


Картинка для анонса: 

Возврат к списку