«Главное – не функциональность, а красота», – считал Оскар Нимейер, легендарный архитектор из Бразилии. Основываясь на этом принципе, он создавал эффектные проекты зданий и весьма необычную мебель. Творец избегал прямых углов, вдохновляясь свободно изогнутыми линиями. Как отмечал сам Оскар: «кривые везде: в гористых пейзажах Бразилии, излучинах рек и в изгибах фигуры любимой женщины».
За архитектором закрепилась слава креативщика. Этот гений не боялся экспериментировать и за свою долгую жизнь (почти 105 лет) успел придумать более 600 зданий. А главное, каких зданий! Ведь каждое из них – шедевр. Это и кафедральный собор с белоснежными колоннами, вытянутыми к небу, и музей искусства – «летающая тарелка», и Национальный театр в виде пирамиды. Чтобы воплотить необычные идеи, мастер предпочитал три основных материала: бетон, стекло и металл.
Почти такой же подход мастер использовал и при проектировании мебели. В 70-х Оскар Нимейер, который уже успел прославиться на весь мир, вдруг заинтересовался созданием кресел и стульев. Мебель получилась такой же плавной и «парящей», как и спроектированные им дома.
«Инопланетный» подход, неутомимая энергия и работоспособность порождали легенды. Поговаривали, что Нимейер связан с внеземными цивилизациями. Ведь работал он даже в преклонном возрасте, когда возраст перевалил за сотню лет. Оскара слухи забавляли, он не спешил их опровергать. Да и стоило ли, если ему удалось то, о чем другие архитекторы могут мечтать – стать автором целого города, который возводили почти с нуля. А еще гений получил множество наград – даже особо ценные вроде Притцкеровской премии.
Неудивительно, что на закате своих дней Оскар Нимейер считался важной персоной в Бразилии – его мнением интересовались по самым разным вопросам. Но, несмотря на все достижения, он придерживался принципа: пытаться делать то, что лучше всего получается, но при этом оставаться скромным. «Ничто не длится слишком долго», – говорил он.
Чем же заслужил Оскар Нимейер мировую славу? Почему ему доверили проектирование целого города? Возможно, ответ кроется в его преклонении перед красотой? Этот архитектор был уверен, что эстетика важнее функциональности. Создавая эффектные общественные здания, он стремился подарить заряд энтузиазма всем – в первую очередь, бедным. В этом его главное отличие от Ле Корбюзье, принципы которого он использовал: опорные столбы, терраса, тщательно продуманная планировка для каждого уровня здания, стеклянные стены, выдвинутый вперед фасад.
До последних лет жизни Нимейер отказывался от новых технологий, предпочитая рисовать проект от руки. Еще ребенком Оскар фантазировал, рисуя пальцем по воздуху. А когда научился владеть карандашом, больше с ним не расставался. Создание нового здания начиналось с созерцания местности, где планировалось строительство. Обдумывая идею и бюджет, архитектор начинал «плавать» по бумаге – так рождался очередной проект.
Вскоре гений разработал свои принципы, которых придерживался всю жизнь:
· Красота – это самое важное.
· Архитектура должна гармонировать с природой, которая её окружает.
· Стоит брать пример с природы – выбирать текучие и изогнутые линии. Пластичность делает здания и предметы «живыми».
Оскар появился на свет 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро. Он родился в обеспеченной семье, что подарило ему беззаботные годы, посещал элитную школу, танцевал, играл в футбол. Но талант с ранних лет заявлял о себе – он постоянно что-нибудь чертил и рисовал. Когда нужно было выбрать профессию, на семейном совете заговорили об этом хобби.
Так Оскар попал в архитектурную бразильскую школу. Здесь он сдружился с Лусио Коста, руководителем заведения. Этот архитектор не ограничивался классической базой. Он предпочитал принципы дизайна Ле Корбюзье, которые отличались от общепринятых методов бразильской архитектуры. Обсуждались и новые строительных материалы.
Знакомство определило судьбу: позже Лусио Коста открыл мастерскую и пригласил Нимейера на должность помощника. Карьера зодчего началась с создания общественных зданий, где молодой архитектор стремился объединять универсальную архитектуру с бразильскими мотивами. Команда блестяще воплотила важный проект – здание Министерства здравоохранения. Подсказки давал Ле Корбюзье, который согласился на роль консультанта. Так появилось первое «модерновое» здание в Латинской Америке. Строение впечатлило многих – заказы буквально посыпались на Нимейера.
Талант проявлялся и в дальнейшем. В начале 40-х архитектору доверили возвести комплекс на побережье озера Пампулья. Нужно было объединить в единый ансамбль сразу несколько зданий: теннисный клуб, помещение для танцев, собор, музей и яхт-клуб. Результат получился настолько эффектным, что комплекс прозвали «архитектурной жемчужиной Бразилии». Нимейер прославился – «выстроилась очередь» из желающих заказать у него проект.
Но мастер не остановился на достигнутом, продолжая совершенствоваться. Его привлекли поэтические мотивы – возможность вписывать здания в природный ландшафт, воспевать красоту окружающей среды. Кроме того, акцент сместился на новый материал – железобетон. Пример работы этого периода – штаб-квартира ООН в Нью-Йорке.
В 1953-м экспериментатор воплотил еще один интересный проект – дачу Каноас в окрестностях Рио-де-Жанейро. Он решил «сотрудничать» с природой, полностью подстраивая строение под окружающую среду. Не убрали даже огромный валун, пролежавший здесь столетия. Стену возвели над камнем: часть валуна осталась под открытым небом, а остальной кусок вписали в интерьер особняка.
Решающим оказался 1957 год – Нимейера привлекли к созданию целого города буквально с нуля. Было решено перенести столицу Бразилии. За генеральный план взялся Лусио Косте – очертания населенного пункта он сделал в виде взлетающей птицы или самолета. Нимейеру поставили не менее важную задачу – продумать главные общественные здания.
Так появился город Бразилиа. Чего только стоят башни-близнецы конгресса или «Дворец арок»! Созданный архитектурный комплекс внесен в список ЮНЕСКО.
В 80-х Нимейер открыл собственную мастерскую. Правда, оказался там единственным сотрудником, и в дальнейшем других специалистов не нанимал. И дело было не в низкой востребованности, просто мастер экономил время и силы. Готовые чертежи он направлял в архитектурное бюро, которым руководила его дочь. Именно там разбирались со всей рутиной – итоговыми расчетами, процессом строительства, документами. Так гений сосредотачивался на самом интересном.
То, что архитектора наградили Притцкеровской премией, неудивительно. В 1988 году награду вручили за создание Кафедрального собора Девы Марии. Его особенность – в 16 белоснежных колоннах, пространство между которыми заполнено витражами. Колонны символизируют руки, которые тянутся к небу. Внутрь ведет подземный коридор, символизирующий горечь от грехов, но он заканчивается помещением, заполненным светом. Возникает ощущение волшебства.
Архитектура – не единственное увлечение гения. В 70-х Оскар Нимейер вдруг заинтересовался созданием мебели. Работа кипела в сотрудничестве с дочерью, художником-декоратором Анной Марией. При проектировании он все так же использовал причудливые изогнутые линии. Так были придуманы кресла и диваны с пружинящей основой из стальной полосы.
Alta Chair – первый предмет мебели, кресло с пуфом. Не менее знаменита качалка Rio и скамейка Marquesa. Мебель выполнена из трех основных материалов: тростника, натуральной кожи и дерева, покрытое чёрным лаком.
В 2014 году нью-йоркская галерея перевыпустила предметы интерьера от бразильского архитектора-модерниста. На выставке показали более 20 изделий, спроектированных Оскаром Нимейером и Хорхе Зальсзупином. Вещи сделаны в точном соответствии с оригинальными чертежами.
Архитектор никогда не останавливал полет своей мысли. Когда инженеры говорили ему, что построить что-то невозможно, Оскар искал других специалистов – авантюристов. Неутомимый творец шутил, что те, кто работал с ним, получал серьезный стресс и при этом особо ценный опыт.
Среди авантюр гениального архитектора – дом Каноас (1951 год), где сейчас расположен музей памяти Нимейера.
Любимый проект архитектора – издательский дом Mondadori в Милане (1975 год).
Грандиозным сооружением можно назвать и Музей современного искусства (1996 год, Рио-де-Жанейро). По туристической значимости уступает лишь статуе Христа. Залы находятся по спирали, а с обзорной площадки видно океан.
Оскар Нимейер прожил плодотворную жизнь – почти 105 лет, не дожив лишь 10 дней до дня рождения. После себя он оставил около десятка готовых чертежей, которые еще не реализованы, и мемуары «Изгибы времени». На столе мастера остался незавершенный проект, над которым он трудился до последнего – здание ресторана.
(с) LAGO VERDE интернет- магазин современных МАФ. При копировании материала активная ссылка на сайт https://lago-verde.ru/ обязательна.
Купить садовые скульптуры Вы можете, выбрав из каталога, представленного на сайте, обратите также внимание на стальные фонтаны нашего производства и на другие МАФ.
Спецпредложение - МАФ в наличии. Если не найдете то, что ищете, обязательно обратитесь к консультантам интернет-магазина LAGO VERDE по эл.почте info@lago-verde.ru, тел. +7 (495) 998-74-81.
Мы также изготавливаем скульптуру на заказ по эскизу/фото заказчика.
Будем рады Вам помочь!